ФЭНДОМ

Шаблон:Карточка цвета

Файл:Sepia sample.jpg

Се́пия (Шаблон:Lang-lat от Шаблон:Lang-grc — каракатица):

  • светло-коричневое красящее вещество;
  • оттенок коричневого цвета;
  • цвет, присущий старым чёрно-белым фотографиям; имитация такой фотографии.

Сепия — краска Править

Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морских моллюсков — каракатицы, кальмара. Происходит из Ла-Манша и Средиземноморья. Современная сепия привозится из Шри-Ланки. Сепия имеет очень большую интенсивность цвета (окрашивающую способность). Секрет одной каракатицы способен окрасить и сделать непрозрачными многие тысячи литров воды в течение нескольких секунд.

Для приготовления сепии чернильные сумки головоногих высушиваются, мелко перетираются, и порошок кипятится в растворе щёлока. С помощью соляной кислоты краситель осаждают, отмывают водой и сушат при низкой температуре. Затем он тщательно перетирается с гуммиарабиком и в виде лепёшек поступает в продажу.

Сепия представляет собой сложное азотсодержащее вещество с отчётливым рыбным запахом. Растворима в щелочах и осаждается из щелочного раствора кислотами. Цвет свежей сепии почти чёрный, но через некоторое время становится красно-коричневым.
Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века в виде акварельного пигмента и чернил для рисования пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и другие).

В XX веке сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная. В ИК-области довольно непрозрачна.

Сепия в фотографии Править

Натуральная сепия иногда применяется для тонирования фотографий в коричневый цвет. Побочным эффектом сепии является превращение металлического серебра в сульфид, который более стоек к выцветанию. Поэтому многие старые чёрно-белые фотографии коричневые: у них просто больше шансов дожить до наших дней.

Сейчас фотографии цвета сепии ассоциируются со стариной. Почти во всех цифровых фотоаппаратах и фоторедакторах есть функция имитации таких фотографий.

См. также Править

Использованные источники Править

Шаблон:Оттенки коричневого цвета

Шаблон:Art-stub

Шаблон:Photo-stub