ФЭНДОМ

Шаблон:Карточка цвета Шаблон:Значения

Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.

Этимология Править

Этимологический словарь Фасмера[1] приводит древне-русскую форму лазорь (ХVI в.). По его мнению заимствование шло через польское lazur (с ХV века) или чешское lazur из средне-верхненемецкого lazu^r, lasu^r «голубой камень», которое восходит через ср.-лат. lazurium, lasurium (ит. l’аzzurо, azurro из lazurro) к арабскому la^zavard.

Лазурь в животном мире Править

Лазурь довольно часто встречается в природе. В животном мире наряд цвета лазури имеют голубая стрекоза, лазурный травяной попугайчик, лазурный зимородок, обыкновенная лазоревка, лазурный овсянковый кардинал, лазурные птицы, лазурные мухоловки, танагра Кабаниса, лазурная танагра-медосос, голубая сорока, блестящий расписной малюр, сине-жёлтый ара. Китайцы верили также в существование лазурного дракона.

Получение Править

С древних времён лазурный пигмент получался из азурита или смешением кобальта и ультрамарина. Индейцы майя использовали сложный состав из индиго, листьев индигоферы и минерала палыгорскита. Ювелирные изделия нужного цвета производились из лазурита. Когда в начале XVIII века появился искусственный синий краситель, он получил название «берлинская лазурь».

В фольклоре и литературе Править

М. А. Шолохов называет лазоревой жёлто-серую степь[2] и даже алый тюльпан[3]: на южном Дону лазоревый — цвет любви, смешанной со страстью[4].

В русских былинах «латырь» называется лазоревым и вообще «цветным»; «цветное платье», то есть разноцветное; «цветики лазуревы» (лазурь — густой небесный цвет; в Рязанской губернии лазоревым цветком специально называют «шапки», махровый ярко-жёлтый цветок)[5].

В изобразительном искусстве Править

  • Одна из наиболее известных картин И. Э. Грабаря называется «Февральская лазурь».

В символике Править

В геральдике лазурь понимается более широко — как любой оттенок синего или голубого цвета. При чёрно-белом воспроизведении гербов она изображается горизонтальными линиями. Символизирует великодушие, честность, верность, безупречность, небо[6]. Один из наиболее известных флагов с сочетанием лазурного и белого — флаг ООН.

В геральдическом компендиуме Государственного Совета (Шаблон:Уточнить2; УК. хран. 006-1999-ОК_а ГИМР) указывались цвета флага Российской Империи — белый, лазоревый и алый. Цвета были определены Геральдической комиссией Священного синода.

В топонимике Править

Шаблон:Color-stub

См. также Править

Примечания Править

  1. Этимологический словарь Фасмера, стр. 349
  2. Шолохов М. А. Лазоревая степь. М., 1931.
  3. Шолохов М. А. Тихий Дон. М., 1940.
  4. Иванов А. Тайна среднего цвета// Семиотический цикл. Воронеж, 2012.
  5. Первов П. Эпитеты в русских былинах // Филологические записки. Воронеж, 1901.
  6. Геральдика
  7. Горькая слеза Лазури

Ссылки Править

Шаблон:Цвета Шаблон:Оттенки синего цвета